Студия web-дизайна INTEGRATE. Взаимодействие с Заказчиком

Основная задача взаимодействия – с минимальными взаимными затратами получить на выходе продукт, приносящий максимальную прибыль обеим сторонам. Каждый последующий шаг взаимодействия должен помогать нам (как Исполнителям) лучше и глубже понимать потребности наших Заказчиков, чтобы предлагать наиболее эффективные решения в рамках, определенных бюджетом проекта, либо адаптировать существующие решения под изменившиеся потребности Заказчика. Каждый последующий шаг должен расширять УТП Заказчика (во всяком случае в части уникальности и привлекательности для широкой аудитории). Каждый последующий шаг должен минимизировать возможные риски проекта.

Специфика web-разработок подразумевает "бесконечные" процессы - то есть нормально функционирующий сайт должен постоянно развиваться, а развитие предполагает изменение. Часто (если не всегда), изменения концепции проекта возникают уже на этапе создания сайта. Поскольку, бесконечный процесс, вообще говоря, никогда не добирается до стадии абсолютной готовности, для запуска проекта приходится чем-то жертвовать. Чаще всего, на определенном этапе работы (и чаще всего из этих возможных "чаще всего") - на этапе создания, молчаливо или прямо предполагается запрет на внесение изменений в концепцию либо предметную область задачи. Наш подход предполагает возможность внесения в проект оперативных изменений как на этапе проектирования, так и на этапах создания и поддержки проекта, причем изменения эти могут быть вообще говоря, произвольными.

Взаимодействие с Заказчиком ведётся на основе методологии RUP (Rational Unified Process), адаптированной к web-разработке. Применение RUP позволяет минимизировать риски проекта, выявив возможные узкие места уже на этапе анализа предметной области, а также упростить и ускорить этап разработки проекта.

Как известно, RUP использует итеративную модель разработки. В конце каждой итерации (применительно к нашей сфере бизнеса, продолжительность итерации лежит в промежутке от нескольких часов до нескольких дней) достигаются запланированные на данную итерацию цели, и, фактически, получается промежуточная, но функциональная, в рамках предметной области текущей итерации, версия конечного продукта. Мы намеренно не указываем, какой именно продукт имеется в виду - фактически, мы стараемся применять RUP даже при разработке дизайна и создании аналитических материалов.

В каждом конкретном случае, взаимодействие с Заказчиком строится индивидуально — в зависимости от направления работ, сложности проекта, специфики требований и бюджета. Число пунктов в схеме взаимодействия может увеличиваться, либо уменьшаться — процесс при создании сайта и при разработке стратегии информационного присутствия, вообще говоря, различается, и различается очень сильно. Тем не менее, можно выделить ряд этапов, общих для большинства проектов.

Этапы взаимодействия

1.

Предварительные переговоры

Цель этапа – получение взаимно однозначного, максимально полного и непротиворечивого первичного представления о поставленной задаче в части предметной области ("то есть - что именно делаем"), бюджета ("почем") и сроков ("когда") исполнения. После первого обращения (оно может исходить как от Заказчика – «Сделайте нам что-нибудь эдакое», так и от Исполнителя – «А давайте мы вам сделаем нечто вот такое – стоить будет не так уж дорого, а отдачу принесет очень даже неплохую»), проводится серия консультаций. Цель этих консультаций – получить максимально полную информацию о поставленной задаче. Консультации могут проводиться как посредством переговоров (очных, либо телефонных), так и посредством переписки (электронной почты). Консультации продолжаются до тех пор, пока стороны не смогут принять окончательное решение о продолжении, либо прекращении дальнейшей совместной работы.

Фактически, мы отвечаем первичным коммерческим предложением уже на самое первое обращение потенциального Заказчика. Обычно, такое предложение основывается на беглом изучении существующих проектов из сферы, близкой к поставленной задаче, либо из нашего опыта. Обычно, такое предложение предполагает возможность включения в проект чего-то уникального (будь то функционал, дизайн-решение, или что-нибудь еще) – чего-то, позволяющего дополнительно «высветить» УТП Заказчика. Обычно, такое предложение дает более, чем двукратную вилку цен и полуторакратную – по срокам.

Важно!
В процессе консультаций, по мере выявления дополнительной информации, представления сторон о реализуемой задачи могут кардинально измениться.
Важно!
Результаты любых переговоров обязательно фиксируются в электронном письме. Часто, такое письмо содержит уточненное коммерческое предложение.

Результат этапа – полноценное коммерческое предложение

Полноценное коммерческое предложение

Полноценное коммерческое предложение содержит описание возможных методов решения поставленной задачи (или же - в качестве более редкого варианта - описание задач, которые можно решить в рамках определенного Заказчиком бюджета), с описанием этих методов (в некоторых случаях описания эти могут содержать оценку эффективности внедрения той или иной «фишки»), оценку стоимости различных решений, а также времени, необходимого для их реализации.

Переход - принятие, либо не принятие решения о дальнейшей совместной работе

2.

Составление договора и Технических заданий

Цель этапа – формализация отношений, окончательное определение решаемых задач, описание решений на языке, понятном обеим сторонам и не предполагающем множественных толкований. На основании выбранных Заказчиком вариантов коммерческого предложения составляются одно или несколько технических заданий. Для каждого из технических заданий просчитывается смета (либо, если конечный объем работ не известен - составляется прейскурант) и составляется календарный план работ. Технические задания, сметы и календарные планы принимаются в качестве приложений к договору являются его неотъемлемыми частями.

Как правило, каждому техническому заданию соответствует отдельный, и сравнительно не зависимый от других, этап работы по проекту. Работа по независимым этапам ведется параллельно.

Важно!
Технические задания составляются на языке "управления требованиями", т.е. описываются не возможности создаваемой системы, а требования, которые она должна реализовывать.
Важно!
Каждому Техническому Заданию могут соответствовать свои сроки и формы оплаты.

Результат этапа – Договор с приложениями, полностью описывающий создаваемый продукт

Договор

Договор содержит формальное описание взаимодействия сторон, перечень этапов работы, описание форм оплаты по каждому из этапов, а также ссылки на технические задания, сметы, календарный план, а также иные возможные приложения.

Переход - начало работ по проекту

3.

Реализация проекта

Цель этапа – запустить проект. В соответствие с календарным планом и Техническими Заданиями, проводятся работы по каждому из этапов реализации. При необходимости (такая необходимость может быть вызвана внешними обстоятельствами, внутренними изменениями в бизнес-процессах Заказчика, изменениями, внесенными в проект при реализации смежных этапов работы, результатами тестирования и т.д.), требования, содержащиеся в технических заданиях, уточняются и модифицируются. По окончании работ по этапу, стороны подписывают акты сдачи-приемки.

Важно!
Изменения технических заданий, если таковые возникают, оформляются отдельными приложениями и дополнениями к договору. В случаях, если изменения в техническом задании влекут за собой изменение стоимости работ, новая смета также оформляется отдельным приложением к договору.

Результат этапа – протестированный и работоспособный проект

Переход - закрытие договора.

Запрос на создание сайта, очень близкий к идеальному

«Добрый день.

Мы — компания Имярек. Хотели бы заказать у вас переделку нашего сайта.

Существующая сейчас версия сайта — www.domain.ru. Логотип мы менять не планируем, он есть в векторах. Наш фирменный цвет, к сожалению, можем дать только в бумажном виде — на визитке.

Нам хотелось бы получить современный сайт, удобный для наших покупателей. Нам нравится стиль сайтов www.domain1.ru, www.domain2.ru, www.domain3.ru. В сайте нашего конкурента www.antidomain.ru нам нравится как устроено меню и не нравится, как устроен каталог. Другие наши конкуренты — компании "Конкурент2" и "Конкурент3".

На сайте будут разделы "О компании", "Миссия", "Услуги", "Новости". Новости у нас появляются, в среднем, 2 раза в месяц. Кроме того, мы проводим семинары для наших дилеров — нам хотелось бы, чтобы информация о предстоящих семинарах появлялась на сайте в соответствии с расписанием (расписание мы готовим раз в квартал) автоматически. После окончания семинара мы подготавливаем отчет о нем, этот отчет также должен публиковаться на сайте. На семинарах мы раздаем нашим дилерам информационные материалы, — нам хотелось бы, чтобы у дилера была возможность скачать эти материалы с сайта. Информационные материалы бывают общими для всех, а бывает предназначены конкретному дилеру. Часть информационных материалов семинара мы хотели бы выкладывать в свободный доступ - для обычный посетителей сайта.

На сайте будет каталог нашей продукции. Ассортимент в настоящее время составляет около 500 позиций, разбитых на группы (10 групп примерно по 50 позиций. Мы реализуем Продукт1, Продукт2 и Продукт3. Хорошее описание этих продуктов можно найти или на нашем сайте, или на сайте www.domain4.ru. По каталогу должен осуществляться поиск (по названию товара, по цене, по свойствам товара). На нашем сайте сейчас представлено 300 товарных позиций. Ещё по 200 позициям мы можем дать бумажный каталог и фотографии на CD. Нам необходима синхронизация цен с нашей бухгалтерией (1C 7.7).

На сайте нужны формы обратной связи, схема проезда, форма регистрации для записи на семинар. Также, мы хотели бы рассылать информацию по базе наших дилеров.

Ещё хочется красивый flash на первой странице, но так, чтобы он не отвлекал наших покупателей.

Мы готовы выделить на проект от $4000 до $6000.»

Продукты

Услуги

Компания